Востребованность народной медицины растет во всем мире.
Те, кто придерживается исключительно западной системы научных исследований, не обращают внимания на некие явления или нематериальные субстанции, что невозможно воспринять с помощью пяти органов чувств, измерить и охарактеризовать количественно. Если результаты невозможно объяснить с помощью принципа причины и следствия, они попросту отбрасываются и не принимаются во внимание. Многие продолжают следовать этому убеждению с поистине религиозным фанатизмом. Могущество науки для таких людей заключается в той силе, которую наука дает лично им. Отрицая незападную научную парадигму, называя ее неполноценной и не заслуживающей доверия, большинство членов академического медицинского сообщества пытаются противостоять той угрозе, какую народная медицина и способы исследования представляют для их работы, их благополучия, их отношения к миру.
Тем не менее биомедицинские исследования не могут объяснить целый ряд явлений, возникающих в процессе народного целительства. Когда акупунктура или гомеопатия приносят клинически достоверные результаты, которые невозможно объяснить с биомедицинской точки зрения, врачи предпочитают закрывать глаза на эти результаты, вместо того чтобы изменить свою научную модель. В противоположность биомедицинской перспективе, Ричард Бакминстер Фуллер, американский архитектор и изобретатель, сказал когда-то: «Восемьдесят процентов реальности не может быть воспринято или определено с помощью пяти органов чувств». Если исследователи ограничивают себя пятью чувствами, они никогда не поймут природы энергетических полей человека, электромагнитных полей, энергетики мысли и целительной силы молитвы.
Академическая (медикаметозная) медицина исходит также из того, что доказать эффективность процедур и лекарств можно только с помощью множества объективных экспериментов. В таком эксперименте процедура или вещество изолируется и анализируется в определенных условиях. Результаты сравниваются с аналогичными результатами исследования другого вещества или процедуры. Такой подход основывается на предположении о том, что болезнь вызывается отдельными факторами, а, следовательно, эти факторы нужно изучать отдельно и вне контекста. Народная же медицина полагает, что ничто в мире не вызывается отдельными факторами. В народной медицине не существует вещества, способного в одиночку излечить болезнь. Болезнь вызывается совокупностью факторов, и исцеление возможно лишь в результате совокупности воздействий. Метод объективного слепого эксперимента не позволяет получить результаты такой сложности и разнообразия.
Хотя большинство народных медицинских систем не поддаются количественным исследованиям, они давно не экспериментальные. Они опираются на развитую систему практических наблюдений и опыта, что и является основой их объясняющей модели. Надо сказать, что от 70 до 85 процентов современных биомедицинских приемов также опирается на наблюдения и опыт и не может быть исследовано количественно. Хотя новое лекарство должно пройти жесткие испытания эффективности и безопасности до введения его в клиническую практику, новые виды анализов, процедур подобной проверке не подвергаются. Лишь малая часть новых устройств проверяется до внедрения в широкую практику. Западные врачи, подобно народным целителям, во многом полагаются на клинические наблюдения и опыт. Таким образом, противоречие между медициной академической и народной является скорее культурным, чем научным.
Тщательная документация позволяет получить информацию о ряде народных методов лечения, допустимых в современном обществе. Такие данные можно получить в Интернете и из специальной литературы. Однако пройдет еще немало времени, пока народная медицина будет понята и использована в полном объеме. Впрочем, я считаю, что люди должны иметь возможность доступа к эффективным народным методам лечения, несмотря на то, что дебаты относительно них до сих пор продолжаются.
Потребители медицинских услуг академической медицины, находя их неэффективными, бездушными, направленными на устранение симптомов, а не самой причины болезни, обращаются к медицине народной. Причем число этих обращений возрастает. Почти 50% американцев выбрали именно такой метод лечения.
Большинство народных методов лечения направлено на нормализацию тока жизненной силы в организме, а не на использование внешних сил и средств, таких, как хирургия, технологические новинки или лекарственная терапия.
Хотя две медицинские системы резко отличаются друг от друга и провести сравнительное исследование довольно трудно, в последние 10–15лет доказано, что народная медицина часто способствует исцелению, хотя причины этого исцеления так до конца и не поняты для людей с западным типом мышления.